Исследование НПФ «Открытие»: россияне не платят по счетам вовремя по разным причинам, основные из которых – забывчивость и недостаток денежных средств

15 мая 2022

Большинство обязательных платежей россияне совершают вовремя, а задерживают в основном из-за забывчивости или финансовых трудностей – к таким общим выводам пришли эксперты НПФ «Открытие» при анализе данных проведенного исследования на тему исполнения россиянами платежной дисциплины1.

Один из основных показателей платежной дисциплины – исполнение денежных обязательств без просрочки. В зависимости от назначения платежа ответы респондентов распределились следующим образом:

  • Самый высокий процент задержки оплаты (9%) по коммунальным платежам, из которых 62% «опаздывающих» составляют мужчины;

  • На втором месте по задержке оплаты идет оплата налогов (8%), из которых 72% также приходится на мужчин;

  • 6% и 5% респондентов соответственно задерживают оплату интернета и мобильной связи;

  • Средний уровень задержек по платежам пришелся на оплату ТВ, помощь родственникам и пожертвования на благотворительность – 4% респондентов задерживают такие платежи;

  • Реже всего задерживают оплату по кредитам (в т.ч. по ипотечным платежам) (2%), за обучение детей (2%), абонементы в спортзал (2%), парковочные абонементы (2%), алименты (2%) и по аренде жилья (1%).

При этом большей своевременностью отличаются оплата интернета и мобильной связи – 92% респондентов стараются оплачивать мобильную связь и интернет вовремя, а 90% респондентов вовремя совершают коммунальные платежи.

Отметим, что женщины более обязательны в части исполнения платежной дисциплины – в среднем мужчины в 3 раза чаще задерживают оплату, нежели женщины.

Интересно, что для задержек платежей по тем или иным категориям респонденты определили разные причины.

Самая распространенная причина просрочки платежа – забывчивость. Из-за этого респонденты пропускают сроки оплаты налогов (79%), автомобильных штрафов (71%), интернета (68%), мобильной связи (50%), услуг ТВ (40%), страхования (33%), обучения детей – школа, сад, ВУЗ, репетитор, секции, кружки (22%), абонемента в спортзал и парковочного абонемента (20%), алиментов (14%), пожертвований на благотворительность (11%) и взносов по договору индивидуального пенсионного обеспечения (ИПО) (10%)2.

Из-за финансовых трудностей респонденты не могут вовремя оплачивать коммунальные платежи (67%), взносы по договору ИПО (60%), алименты (57%), мобильную связь (50%), помощь родственникам (47%), абонемент в спортзал (30%), интернет (26%) и страховки (25%).

По причине финансовых трудностей респондентам трудно оплачивать кредиты: платежи задерживаются из-за отсутствия свободных средств (80%) и невозможности справиться с кредитной нагрузкой (20%).

Результаты исследования говорят и о том, что бывают крайне интересные причины задержки платежей.

Так, превалирующее большинство респондентов (63%) считают, что в большинстве случаев благотворительность – профанация и вымогательство, поэтому оттягивают время платежа, а еще четверть россиян делают взносы только когда их «тронет история».

Почти треть респондентов задерживают оплату алиментов, так как считают, что отправленные деньги экс-супруг(а) истратит на себя.

Каждый 10-й россиянин не согласен платить за обучение детей, так как считает, что оно должно быть бесплатным, из-за чего и происходят задержки.

Также 13% респондентов при ответе на вопрос о том, почему задерживают оплату услуг ТВ, дали эмоциональный ответ, что это им должны доплачивать за просмотр ТВ-каналов.

Мнение, что цены на страховку сильно завышены, останавливает респондентов покупать или продлевать страховки (авто, медицина, жизнь, недвижимость) вовремя и заставляет ожидать скидок и акций.

Тем не менее, большинство россиян добросовестно относятся к платежным обязательствам: почти половина респондентов стараются совершать платежи вовремя, чтобы не допустить перерыва в пользовании услугами (52% мужчин и 41% женщин), почти четверть из-за того, что не хотят иметь задолженность (44% мужчин и 42% женщин), и только 5% платят вовремя, чтобы не платить пени. Многим для совершения своевременных оплат требуется помощь – 39% респондентов ориентируются на напоминания от получателей платежа (28% мужчин и 18% женщин), почти каждый пятый ответивший пользуется автоплатежами и еще столько же – напоминаниями в календаре телефона (мужчины пользуются в два раза чаще женщин). Каждый десятый респондент пользуется специальными приложениями, а по 4% респондентов пользуются бумажными заметками (женщины пользуются в три раза чаще мужчин) и полагаются на напоминания друзей, родственников, знакомых, причем так делают только участники опроса-мужчины.

Однако для 69% респондентов достаточно хорошей памяти – они точно знают, когда и сколько должны оплатить по тем или иным счетам.

При рассмотрении темы платежной дисциплины важно отметить, как респонденты относятся к расходам: 38% респондентов помогает совершать платежи вовремя ведение бюджета «в уме», исходя из примерных сумм ежедневных трат, при этом треть этой категории составляют респонденты с зарплатой от 30 до 50 тыс. руб. Еще почти треть (29%) респондентов ведут ежемесячную статистику и сравнивают расходы в разные периоды и практически каждый пятый респондент не контролируют расходы, стараясь тратить по минимуму, причем женщины склонны выбирать такой вариант распоряжения бюджетом больше, чем мужчины.

Только 12% респондентов вообще не следят за расходами, тратя столько, сколько нужно в конкретный момент – так поступает почти одинаковое количество ответивших женщин и мужчин.


1 Опрос проводился в феврале 2022 года среди мужчин и женщин 30-55 лет.

2 Респондентам, ответившим, что они задерживают платежи, было предложено назвать причины задержки оплаты того или иного вида платежа из предыдущего вопроса.

К списку новостей